|
Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике
Источники в реконструкции византийского костюма (Средний период)
Автор: Шаронова (Катерина Катоник) Екатерина
Источники для работы над костюмом делятся традиционно на:
ПисьменныеВизантия обладает непрерывной историографической традицией.Сохранилось довольно значительное количество письменных памятников византийской культуры, однако предметы одежды и украшений в них упоминаются лишь косвенно, безописательно. Византийские авторы: Михаил Пселл Лев Диакон Иоанн Камениата Анна Комнина Кекавмен и другие Официальные документы: Церемонии византийского двора Константина Багрянородного Книга Эпарха Клиторологий Филофея (часть книги Церемоний составленная при Льве VI) Юридические документы: Описания имущества монастырей Завещания Дарственные Налоговые документы Торговые документы Из этих произведений исследователь может почерпнуть сведения об отдельных предметах одежды, о названиях и использовании в одежде разных видов тканей, о манере носить украшения. Все эти сведения являются косвенным доказательствами в реконструкции костюма, потому, что не дают полного и подробного указания, как выглядела одежда и украшения. Тем не менее в сочетании с другими видами источников письменные дают свой результат. В смысле продуктивности, точности содержащейся информации очень полезны официальные документы, такие как: Церемонии византийского двора Константина Багрянородного Книга Эпарха О церемониях Сборник описаний церемониального протокола византийского императорского двора. Книга была составлена для императора Константина VII Багрянородного (913 — 959), и частично обновлена или дополнена при Никифоре II Фоке (963 — 969). Книга полностью описывает придворные ритуалы, часто с поминутной детализацией, с точки зрения распорядителей двора, в их виде, сложившемся ко времени правления Константина VII Багрянородного. Книга церемоний переведена на английский язык. По мнению видного и с следователя византийского костюма Тимоти Даусона книга церемоний является важнейшим источником для реконструкций: В этом документе изложены правила церемоний при дворе, включая подробнейшее описание предметов одежды различных чинов, их цвета, и так далее. На русском языке Книге Церемоний посвящена работа проф. Беляева, Очерки, материалы и заметки по византийским древностям , 1891 г. Второй источник, не такой полный, но дающий нам важные сведения: Книга Эпарха. Это документ касающийся регулирования торговли в Константинополе 10 века, официальный свод уставов ремесленных и торговых корпораций, находившихся в ведении эпарха — градоначальника . Сам оригинал свитка утерян, до нас он дошел переписанным в манускрипте 14 века, скорее всего не полностью. В нем даются сведения о торговцах шелком, их деятельности, товаре, ширине тканей и тому подобное. Что касается ширины тканей, вопрос не маловажный для реконструкции кроя одежды. Подробное исследование византийских мер длины проведено Э. Шильбахом. Интересные сведения о костюме так же дают иностранные авторы:сирийские, персидские, арабские, армянские, европейские, и славянские, хотя к их свидетельствам так следует относится с определенной доли осторожности. Изобразительные:Публичные библиотеки он-лайн:Biblioteca Apostolica Vaticana . Принцип пользования ватиканская каталогом. https://www.vatlib.it/ - British Library http://www.bl.uk/ - Biblioteca Nacional de España in Madrid http://www.bne.es/ - Venice, Bibliotheca Nazionale Marciana - Bibliothèque nationale de France www.bnf.fr/ и др. В Византии Среднего периода большая часть изображений, миниатюр - являются иллюстрацией религиозных текстов. Вдобавок к ним существует пласт светской, научной и эпической литературы. В том что касается религиозных текстов, действительно, существуют образы, которые закрепились в иконографии еще в период поздней античности. Это например: Сцены распятия, снятия с креста и многие другие. Далее следует особенный период в истории искусства Византии, а именно эпоха иконоборчества, во время которой были уничтожены многие более ранние образы, 7-8 в.. Существует реальная лакуна, отсутствие изображений в этот период. Конец эпохи иконоборчества ознаменовал новый период искусства Византии. Разница стилистики между ранним и средним периодами бросается в глаза. Сформировавшиеся до эпохи иконоборчества "канонизированные" образы хорошо прослеживаются в памятниках среднего периода. У них ярко выраженная античная стилистика: Это хитоны, одежда драпирующегося типа, сандалии, щелеобразный вырез горловины и другие признаки моды раннего периода и т.п.. Существует связь между различными памятниками византийского искусства. Так, повторение различных сюжетов, связь между монументальной живописью, то есть фрески, мозаики, и миниатюрами, их многократное копирование. Подражание местных течений искусства - столичным образцам. Что из этих изображений мода "живая" то есть развивающаяся на глазах миниатюриста, художника и как ее определить? Во- первых это сюжеты, второстепенные персонажи которых меняются от века к веку и несут в себе отпечаток перемены эпохи. Во -вторых здорово, когда эти предметы одежды, детали костюма прослеживаются в разных сюжетах памятников одного времени В-третьих немаловажное значение имеет анализ одежды реальных исторических лиц, таких как донаторов церквей, чиновников и их жен, единичные изображения женщин, такие как вдова Данилида, Ирены Гаврас и т.п.. В- четвертых возвращаемся к комплексной работе и привлекаем письменные и источники. В-пятых, как отмечает Дж. Болл, имеет смысл сравнивать археологические находки и изображения. Это равно касается найденного или сохранившегося текстиля и аксессуаров. Отмечу отдельно искусство Каппадокии: мода приграничных регионов империи отличается мультикультурализмом: этнические влияния на костюм здесь становятся заметны начиная с 9 века. В то время как на столичную моду почти вкус соседей почти не влияет до 12 века. Исключение тут составляет арабское влияние, а это напрямую связано с потерей центров ткачества после арабского нашествия и сохранении торгового обмена с этими регионами. Богатое наследие Каппадокийских церквей позволяет нам не только проследить становление местных стилей искусства, но и проследить за изменениями в местной моде. Археологические:Вся сложность, вся особенность реконструкции византийского костюма заключается именно в скудности находок археологического текстиля.Законы империи препятствовали вывозу тканей и украшений за пределы империи. Ввоз текстиля в своей массе сосредотачивался из регионов арабского влияния. Вывоз текстиля в сторону Европы и славянских государств в своей массе — это дипломатические подарки, контрабанда, результат грабежей эпохи Крестовых походов. Как итог драгоценные ткани и ювелирные изделия среднего периода осели в сокровищницах и музеях Европы. К сожалению эти драгоценные ткани, шелк, имеют вид кусочков, обрезков. Составить представления о крое византийского костюма по ним практически невозможно. Текстиль, найденный на территории Египта, а так же Сирии, Ирана и других арабских государств, составляет огромный массив данных. Он имеет превосходную, даже уникальную сохранность благодаря климатическим условиям перечисленных стран. Основа коллекций коптского текстиля в музеях Европы и в частных коллекциях— результаты раскопок конца XIX – нач. XX вв.. К сожалению археологи и энтузиасты от археологии того времени отрезали не имеющие по их мнению ценность части находок, оставляли только наиболее «ценные» кусочки гобелена и вышивок, таблионы, орбикулы, части воротников, отделки. Не все эти находки могут быть кусочками одежды, это могут быть так же интерьерные или бытовые ткани, занавеси, скатерти и тому подобные. Что можно использовать в работе? ⦁ Куски тканей, с сохранившимися следами швов. ⦁ Не слишком крупные мотивы узорного шелка и гобелена, которые по своему размеру могут подходить для одежды. ⦁ вес и плотность ткани, который позволяет предположить, что такую ткань можно было носить. ⦁ Паттерны на тканях, который соответствуют письменным описаниям ткани и изобразительным источникам. Перейдем к находкам текстиля 9-12 вв. с территории самой Империи. На данный момент мне известно лишь об одном городе, в котором найден и зафиксирован текстиль. Это город Аморий: Аморий Город в провинции Анатолия, пал в 838 г. н.э. Раскопки там велись британскими археологами с 1987 по 2009 год. Отчеты о раскопках содержатся в регулярном издании Dumbarton Oaks Papers. Город дал множество интересных данных о костюме 9 века, украшения, предметы быта. Особый интерес представляют данные о найденном там текстиле, датируемом 9 в. http://www.doaks.org/resources/publications/dumbarton-oaks-papers Следующая точка, представляющая особенный интерес: Йеникапи (порт Феодосия) и Сагалассос. Это два места, археология которых охватывает нужный нам период 10 века. Отчетов о раскопках на данный момент пока в свободном доступе нет. Другие города, археологические раскопки в которых не выявили текстиль, однако дают достаточное количество данных об украшениях и аксессуарах: Фессалоники (Салоники) Сарды и Коринф — древние города, в византийский период крупные центры производства и торговли. Жители долго сопротивлялись исламизации. Поэтому раскопки в них дают важную информацию о деталях быта и костюма. К сожалению о текстиле в них ничего не известно. Результаты раскопок в Сардах и Коринфе содержатся в книгах, разделенных на тома по тематике. Они отсканированы и опубликованы онлайн: Сарды: http://www.sardisexpedition.org/en/publications Коринф: http://www.ascsa.edu.gr/index.php/publications/browse-by-series/corinth В заключение следует сказать, что, не смотря на печальную ситуацию с археологическим материалом, которая не дает нам выявить точные данные о крое, о деталях отделки, о способах декорирования костюма, материала для реконструкции костюма достаточно. Костюм крестьянина в разных областях империи вне всяких сомнений нес в себе этнографические черты своего региона. Изобразительные и письменные источники почти начисто игнорируют костюм крестьянина и бедноты. Без археологических данных мы можем только предполагать во что были одеты жители фем. Другая ситуация с городами в провинции, с торговыми центрами и со столицей: Тщательное изучение источников может дать нам представление во что одевались жители империи. Конечно, изобразительные источники не могут осветить реальное разнообразие предметов византийского гардероба. Но приблизиться к пониманию и соответственно к реконструкции Византийского костюма вполне возможно. Справочные источники, авторы чьи работы можно использовать для работы над реконструкцией костюма: Каждан, Оксфордский византийский словарь. Тимоти Даусон Дженифер Болл Мария Парани Ioli Kalavrezou Византийский Временник, ведущее российское византиноведческое периодическое издание, с перерывами издается с 1894. Опубликован онлайн Сайт Университета Фрибура создал базу ресурсов по искусству и раннехристианской и византийской археологии онлайн. База находится в состоянии дополнения: https://elearning.unifr.ch/apb/typika/ Музеи: Carnegie Museum of Natural History. Victoria and Albert Museum Washington DC Textile Museum. Archaeological Museum in Istanbul. (94) Corinth Museum... Turin University Library и др. | ||||
|